Борьба с монополистом ПАО «Киевоблэнерго»

Жители одного из сел в Бориспольском районе вместе с активистами «Правовой Инициативы» в течение трех лет вели нелегкую борьбу с монополистом ПАО «Киевоблэнерго» относительно предоставления последним некачественного электрического напряжения своим потребителям. Ниже, исходя из этого успешного опыта, мы предоставляем непосредственно алгоритм борьбы и путь отстаивания права на качественную электрическую энергию.

Причины поставки некачественной электроэнергии

Прежде всего, следует понимать причины поставки не качественной электрической энергии. Они следующие:

В большинстве случаев не качественная электрическая энергия в сети возникает вследствие того, что сами потребители потребляют значительно большую мощность, чем указана у них в договорах. Таким образом, возникает коллизия: согласно расчетам Энергопоставщика, основанных на сумме договорных мощностей каждого отдельного потребителя, напряжение в сети должно быть качественным, но по факту напряжение не только не соответствует ГОСТу 13109-97, но и нормальным условиям для существования

А проблемы представления не качественной электрической энергии по вине Энергопоставщика можно разделить на две составляющие.

Устаревшее оборудование (трансформаторные подстанции – далее ТП, комплексные трансформаторные подстанции — КТП) и линии электропередач, срок эксплуатации которых уже давно истек. А сам Энергопоставщик не торопится его заменить.

Схемы электроснабжения в Украине унаследованные со времен СССР являются не пригодными для современных нагрузок. То есть передача энергии потребителям происходит при напряжении 0,4 кВ. Тогда как в современных странах мира передача энергии происходит при напряжении 10кВ, а далее на 5-6 потребителей устанавливается небольшая КТП-0,4 кВ. Соответственно там проблемы с некачественной напряжением практически отсутствуют.

Таким образом, согласно статистике НКРЭ за 2011 год — 80% населения Украины получают электрическую энергию, которая не соответствует ДСТУ 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Советы юристов: как защитить свои права?

Алгоритм действий для улучшения качества электрической энергии может быть следующим:

  1. Проверить свою договорную мощность и соответствие установленных входных автоматов номинала указанного в договоре на поставку электрической энергии. Когда вы начнете жаловаться, то первое, что сделает Энергопоставщик — это ограничит Вам мощность соответственно договорной.

Если все в соответствии, переходите к п.2, если нет, обращаетесь к Энергопоставщику и:

  • получаете ТУ;
  • заключаете договор на увеличение мощности;
  • платите средства в соответствии с договором;
  • энергопоставщик выполняет работы по увеличению Вам мощности;
  • подписываете новый договор на электроснабжение;
  1. Пишете жалобу на имя начальника районного подразделения относительно некачественного напряжения в электросети. И просите сделать замеры напряжения и составить соответствующий акт. В большинстве случаев Вам просто напишут отписку, и все.
  2.  Готовите самостоятельно акт замеров в произвольной форме. Ваши замеры и составлен акт Энергопоставщик конечно не признает. Но данный акт Вам понадобится позже. Он в дальнейшем будет точкой отсчета зафиксированного факта о предоставлении некачественного напряжения.
  3. Пишете жалобу в Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и Госэнергонадзор. На данном этапе Ваша задача сделать официальные замеры и зафиксировать нарушения. Это в компетенции Госэнергонадзора.
  4. После того как Госэнергонадзор зафиксировал нарушение, он выдает Энергопоставщику предписание по устранению нарушений. Которые рано или поздно Энергопоставщик обязан устранить.
  5. Имея на руках зафиксированное Госэнергонадзором нарушение и несоответствие напряжения ГОСТу обращаемся к Энергопоставщику с требованием устранить нарушения и возместить 25% стоимости оплаченной энергии от даты Акта (составленного вами в произвольной форме).
  6. Обращаемся к НКРЭ и АМК с жалобой и Актом от Госэнергонадзора, в копии Энергопоставщик. После этого Вашу проблему начнут интенсивно решать.

Если проблемы с линиями электропередач и ТП незначительные, то их удастся решить собственными силами Энергопоставщика. Если же проблемы глобальные, то НКРЭ будет рекомендовать разработать проект по модернизации и включить его в инвестиционную программу. Обычно в программу на следующий год.

 

Рычаги воздействия

Какие санкции могут применить:

  • НКРЭ — лишение Энергопоставщика лицензии на деятельность.
  • АМК — 10% от оборотов за 1 год.
  • Госэнергонадзор – предписание, обязанности к исполнению, и незначительные штрафы.

Суть в том, что 95% данных санкций не применят, но Энергопоставщик знает, что их могут применить, и данная ситуация уже находится на контроле во всех соответствующих контролирующих органах, поэтому он вынужден выполнять необходимые работы.

Вот такая не очень сложная, но затяжная формула отстаивания права на качественную электрическую энергию.

 

Стоит отметить, что по данному проекту нам понадобилось 3 года, чтобы добиться полной замены электрической сети (260 опор), и установить 3 новых ТП. Стоимость работ составила больше 2 млн. грн. По времени сами работы заняли всего лишь 3 мес. Но до этого нужно было 3 года писать письма в соответствующие инстанции.

И, наконец, положительный результат был получен и местная община отстояла свои законные права на получение качественных услуг.

При будь-якому, повному або частковому, використанні текстових і графічних матеріалів сайту, hyperlink на www.prav.in.ua обов'язкове.
Яндекс.Метрика
44444