Какая Конституция нужна Украине?

Хорошо, что в Украине есть уже немало людей, понимающих, что главная причина возникшего конфликта между народом и властью кроется в несовершенстве системы управления Украины – то есть, в Конституции. Если эту систему не исправить, то в очередной раз оправдается известное всем выражение о том, что революцию делают романтики, а её плодами пользуются циники. Конституционная реформа не может проводиться методом проб и ошибок, а должна базироваться на современных академических знаниях.

Цель этой статьи – перечислить и разъяснить для широкого круга читателей ключевые конституционные изменения, без которых Украина не может стать благополучной демократической страной.

Для понимания важности и необходимости конституционных изменений, вначале следует сделать небольшое философское отступление.

Все живые организмы на Земле, включая человека, Природа наделила общим качеством, абсолютно необходимым для выживания, как отдельного существа, так и вида в целом. Имя этому качеству – эгоизм. Именно эгоизм, запрограммированный на генетическом уровне, во многом определяет поведение всех живых существ, в том числе социальное поведение человека.

Разделение труда и образование государства привели к необходимости распределения общественного продукта. Однако тот человек, в руках которого оказывается сосредоточенной власть, а, следовательно, и доступ к общественному продукту – есть такой же эгоист, как и все остальные. Его естественное стремление сохранить власть при отсутствии механизмов контроля со стороны общества неизбежно приводит к деспотии и массовому нарушению прав людей. Отличительным признаком деспотии всех видов – диктатуры, авторитаризма, тоталитаризма – является централизация власти и наличие «исполнительной вертикали», которая назначается из центра и поэтому неподконтрольна обществу, поскольку им не избирается.

Республика является единственной формой организации государственного управления, которая заставляет власть соблюдать права граждан.

Это происходит не потому, что во власть попадают только честные и моральные люди – а потому, что при республиканской форме правления соблюдение прав других людей оказывается наиболее рациональным путём реализации собственного эгоизма. То есть так поступать становится выгодно.

Другими словами, в республиканской форме правления природный человеческий эгоизм никуда не исчезает – он органично используется для взаимного контроля людей во власти и обществе. А поскольку эгоизм присущ всем людям независимо от национальной принадлежности, то и Республика, как оптимальная форма справедливой организации власти в государстве является универсальной для всех стран и народов. Впервые эту концепцию постулировал Иммануил Кант 230 лет назад. Вторая половина 20 века продемонстрировала парад победного становления Республик.

Республиканская форма правления обладает и другими важными преимуществами. Она экономически состоятельна и конкурентно способна, а потому обеспечивает людям более высокий уровень жизни. Очень важно также, что страны с республиканской формой правления не воюют между собой. Так происходит не потому, что люди становятся пацифистами, а потому, что все спорные вопросы оказывается выгоднее решать мирным, а не военным путем.

В общем виде РЕСПУБЛИКУ можно определить как разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, функционирование всеобъемлющего местного самоуправления и отсутствие какого-либо назначения «вертикали власти».

Существующую сегодня в Украине Конституцию следовало бы назвать «президентско-парламентская нереспублика». Формальное разделение власти в Украине существует. Однако этого недостаточно. Украина, все еще не является Республикой, поскольку местное самоуправление в ней полностью заблокировано и назначается сверху «вертикалью власти» в виде так называемых государственных администраций. Эта авторитарная исполнительная вертикаль позволяет тому, кто ее назначает прямо или косвенно вмешиваться во все ветви власти, парализуя их главное назначение – взаимный контроль.

Таким образом, первым и важнейшим пунктом конституционной реформы должно быть установление Республики путем полной отмены государственных администраций всех уровней и передачи административных функций исполнительным комитетам местных советов.

Отмена госадминистраций автоматически устранит многие существующие системных проблем, то есть проблем, порожденных самой системой управления.

Неконтролируемое обществом распределение средств назначенными сверху главами госадминистраций неизбежно порождает коррупцию и хищение бюджета. Именно это и происходит в Украине. Губернаторы прекрасно понимают, что продолжительность их безнаказанной распределительной деятельности, а следовательно их личное благополучие и также свобода, зависят не от избирателей, а исключительно от воли «хозяина», который их назначил. Это приводит к «собачьей» преданности и к естественному трусости по честных выборов, так как приход нового «патрона» не гарантирует губернаторам сохранения должности и заставляет их с неподдельным рвением фальсифицировать президентские выборы. Излишне говорить, что и сам президент во время выборов заинтересован в послушных и преданных фальсификаторам. А на парламентских выборах украинский президент мог с их помощью влиять на электоральный результат оппозиционных партий и мажоритарных кандидатов.

Таким образом, отмена предназначенных сверху госадминистраций учреждение местного самоуправления автоматически минимизирует системную коррупцию и фальсификацию выборов. А это, в свою очередь, приведет к тому, что парламент перестанет быть бутафорией. Зато начнет отражать реальный спектр общественных мнений и станет настоящим контроллером и противовесом исполнительной власти.

Еще одним важным следствием устранения госадминистраций и внедрение местного самоуправления автоматически станет формирование государственного бюджета по принципу «снизу-вверх». Как только оценка деятельности местных руководителей, а значит, и их личное благополучие, будь зависеть от результатов местных выборов, их психология мгновенно изменится, и местный бюджет будет максимально использоваться для удовлетворения избирателей. Поведением чиновника руководит природный эгоизм. Наверх будет скупо отсчитываться только то, что должно перечисляться на цели, которые не могут быть реализованы на местном уровне. Местное самоуправление предполагает максимальное использование налогов граждан на местах и ​​таким образом автоматически препятствует централизации власти. Так происходит во всех демократических странах, но не потому, что там люди другие, а потому, что местные власти там везде избираются. И наоборот, если местный руководитель зависит не от избирателя, а как сейчас в Украине, от «гаранта», который его назначил сверху, тогда все средства будут послушно отдаваться наверх, а местные бюджеты будут оставаться без денег.

 

Глава государства и его функции

В Республике фактическим главой государства является глава исполнительной ветви власти. Руководство правительством является его главная функция. Способ избрания главу правительства определяет форму Республики — парламентскую или президентскую.

Правительство распоряжается центральным бюджетом страны, то есть налогами своих граждан. Поэтому фактическим главой государства является тот, кто реально руководит правительством. В его руках сконцентрирована большая власть, которая может быть использована как во благо народа, так и во вред. История знает немало примеров, когда для сохранения власти тираны решали гражданские войны в собственной стране. Кроме того, с помощью денег людьми можно легко управлять, используя их природный эгоизм. Особенно сильно влиянию подвержены работники бюджетной сферы, а также малоимущие и малообразованные слои населения. Чем больше таких людей в обществе, тем легче тирану удерживать власть. Поэтому децентрализация управления и постоянный контроль за деятельностью исполнительной власти и ее главой является основной задачей как общества, так и законодательной и судебной ветвей власти.

Проведение регулярных, конкурентных и честных выборов является главным средством в руках народа для контроля над главой государства и властью в целом.

Главу правительства можно выбирать двумя способами – либо прямыми отдельными выборами, или по результатам только парламентских выборов (как в большинстве демократических стран). В первом случае Республика называется президентской как, например, в США. В ней правительством руководит президент и потому выступает главой государства. В ином случае Республика называется парламентской, здесь фактическим главой государства является премьер-министр.

Не так важно, президентская или парламентская республика будет реализована в Украине. Главное, чтобы это была Республика, а для этого необходимо, как указано в пункте 1, ввести местное самоуправление и отменить назначение сверху исполнительной вертикали (госадминистрации).

Каждая из этих двух форм обладает своими преимуществами и недостатками. Например, Президентская Республика при ограничении срока полномочий главы государства приводит к автоматическим изменений руководства партии, к которой принадлежит Президент. Это является хорошим средством для поддержания внутрипартийной демократии. Кроме того, избрание главы правительства и парламента отдельными выборами может приводить к ситуациям, когда партия президента не имеет большинства в парламенте, что только усиливает контроль над Президентом и правительством, которым он руководит. В Парламентской Республике такие ситуации невозможны.

Однако, по совокупности данных Парламентскую Республику следует считать более привлекательной. Не случайно эта форма укоренилась в большинстве демократических стран. Во-первых, она более рациональна и экономична, поскольку позволяет одними выборами выбрать как парламент, так и председателя правительства – наиболее влиятельного человека в государстве. Во-вторых, по сравнению с персонифицированными прямыми выборами, избрание главы правительства через парламент лучше стимулирует многопартийность и партийной структуризации общества. А это, в свою очередь, служит защитным механизмом против монополии одной партии. Что особенно важно для обществ с длительным авторитарным или тоталитарным прошлым. Не случайно для Западной Германии в 1949 году была выбрана именно Парламентская Республика. По этой причине такая форма более приемлема и для Украины. В-третьих, в Парламентской Республике, когда ни одна из партий не получает абсолютного большинства, формирование правительства возможно только в результате коалиционных соглашений различных партий. Поиск компромисса при этом является очень эффективным средством решения внутриобщественных противоречий.

Однако возникают ситуации, когда коалиционное правительство в результате непреодолимых противоречий не может сложиться или когда он досрочно распадается. Это обстоятельство требует в Парламентской Республике присутствия еще одной политической фигуры, которая была бы наделена одним крайне важным полномочием — правом назначения внеочередных выборов в строго определенных конституцией случаях. Для этого в парламентах, например, Германии и Италии выбирают Президента, только как представительную фигуру. При этом Президент не должен принадлежать ни к одной партии! Иначе роспуск парламента может быть мотивирован интересами одной политической силы. В странах, где сохранилась монархия как исторический рудимент (например, Великобритания, Швеция, Испания, Япония), эту функцию выполняет монарх, априори политически нейтральный.

К слову можно добавить, что в Парламентской Республике Канада нет ни Президента, ни монарха, а внеочередные выборы объявляет так называемый генерал-губернатор, по исторической традиции до сих пор назначаемый английской королевой. При этом сегодня Канада является независимой самостоятельной страной, хотя когда-то, в дореспубликански времена, назначенный генерал-губернатор обладал всей полнотой власти, и управление Канадой фактически происходило из Англии.

Фигуры Президентов в президентской и парламентской республике нельзя путать между собой. В первом случае это глава государства, который избирается отдельными выборами и несет политическую ответственность как представитель определенной политической партии. В Парламентской Республике фактическим главой государства является премьер-министр, который также представляет определенную партию и вместе с ней несет политическую ответственность за проводимый в стране курс. Именно поэтому, например, все знают, как зовут нынешнего немецкого главу правительства (канцлера), а фамилию немецкого Президента мало кто вспомнит.

Президент в Парламентской Республике выполняет только контрольные функции, для которых политическая ангажированность недопустима. Он назначает внеочередные парламентские выборы и отправляет Премьер-министра в отставку (в четко определенных Конституцией случаях), назначает судей, а также является гарантом Конституции и выполняет ограниченные представительские функции. Ему также предоставлено право издавать распоряжения и указы, которые, однако, не должны противоречить политике правительства и потому вступают в силу только после подписания премьер-министром или профильными министрами. Никакого двоевластия, от которого Украина страдала в период премьерства Ю.Тимошенко и президентства В.Ющенко, в таком случае возникнуть не может.

Таким образом, в Парламентской Республике ветви власти хорошо уравновешены и все зависит от воли избирателей. Глава правительства, как центральная фигура в политике, контролируется со стороны парламента, как коллективного органа, а также со стороны политически нейтрального Президента (или монарха), который не вмешивается в работу правительства, но в случаях общественного недовольства назначает внеочередные выборы. При такой системе политический кризис, который сейчас переживает Украина, в принципе не может возникнуть. Людям нет необходимости требовать досрочных выборов ценой длительных митингов на морозе или даже ценой человеческих жизней, поскольку внеочередные выборы немедленно назначаются при первых признаках общественного недовольства.

Таким образом, в Парламентской Республике политическая нейтральность Президента есть необходимое условие. Данное условие значительно проще выполнить, если выбирать Президента в парламенте из числа предложенных различными партиями кандидатур моральных авторитетов нации (например, ученых, деятелей культуры и т.д.). Достигать этого результата всенародными выборами трудно и контрпродуктивно с экономической точки зрения.

В небольшом количестве стран (например, Франция, Финляндия) исторически утвердилась смешанная форма Республики. Такую форму называют президентско-парламентская или парламентско-президентская, что одно и то же. В ней отдельно избирается Президент, который является фактическим главой правительства, но для руководства экономическим блоком вносится кандидатура Премьер-министра на утверждение в парламенте. Такая форма менее эффективна и сбалансирована. Например, если партия президента имеет большинство в парламенте, то утверждение предложенной кандидатуры становится лишней формальностью, а в противном случае могут возникать ненужные сложности.

Я призываю всех, кто размышляет о конституционной реформе, согласиться с тем, что она категорически не должна быть компромиссом политических или, тем более, прагматических интересов. Республиканская система является универсальной оптимальной формой государственного устройства для всех народов. Ее, как, например, и таблицу умножения, абсурдно рассматривать с точки зрения национальных интересов или особенностей национального менталитета. Накопленный исторический опыт свидетельствует, что чистая Парламентская Республика является наиболее эффективной. Поскольку нынешний острый политический кризис в Украине порождена действующей Конституцией, а гарантией ее неповторения является принятие новой Конституции, то было бы крайне неразумным отвергнуть наиболее эффективный, проверенный практикой других стран вариант и, повторяя исторические ошибки, ограничиться отдельными несистемными изменениями.

 

Судебная реформа.

Квинтэссенция судебной реформы заключается в автономном самоуправлении судебной системы и ее максимальной изоляции от политики. Каких-либо форм влияния законодательной и особенно исполнительной власти на судебную систему не должно быть. Нынешняя ситуация, когда судей назначает и снимает президент, который является одновременно фактическим главой правительства, просто недопустима и должна быть немедленно устранена.

В принципе, введение в Украине Республиканской формы правления (лучше Парламентской Республики), то есть отмены назначаемых госадминистраций и установление всеобъемлющего местного самоуправления автоматически сделает судебную власть более самостоятельной и мало восприимчивой к внешним воздействиям. Судьи могут избираться внутри судебной системы, или назначаться политически нейтральным президентом (как, например, в Германии). Это все уже хорошо отработано в мировой демократической практике, и изобретать что-то принципиально новое нет никакой необходимости.

Есть еще два принципиальных вопроса, без решения которых достичь проведения честных и справедливых выборов, а также минимизировать коррупционные злоупотребления властью будет невозможно. Один из них — вопрос о финансировании политических партий, а другой — разделение бизнеса и власти. Их не обязательно выносить на конституционный уровень, а можно прописать отдельными законами. Однако важность этих вопросов заставляет рассмотреть их в рамках этой статьи о конституционной реформе.

 

Финансирование политических партий.

Политические партии выполняют несколько важнейших функций, без которых представительство общественных интересов в органах власти становится невозможным. Партии структурируют общество и представляют различные общественные интересы в парламенте. В партийной среде формируются политические программы и политические лидеры. Принадлежность кандидатов в депутаты к той или иной политической силе является важным критерием для избирателей на выборах. Поэтому парламент, как орган партийного представительства различных общественных интересов, должен формироваться в условиях честной партийной конкуренции. В противном случае парламент будет «кривым зеркалом» общества, способным принимать законы в интересах общества, а значит будет постоянным источником общественного недовольства.

Отмена госадминистраций и установления местного самоуправления (см. Пункт 1), сделает невозможным системную фальсификацию результатов голосования. Однако, это не может обеспечить равноправноую партийную конкуренцию, особенно в предвыборный период. Для реализации этого условия, необходимо равноправное финансирование политических партий.

Политические партии должны финансироваться из трех источников: за счет членских взносов, за счет пожертвований от внешних частных организаций и за счет финансирования из бюджета. Финансовая поддержка от бизнеса должна быть абсолютно прозрачной, пожертвования выше определенной суммы должны декларироваться. Нарушение этого условия влечент за собой жесткие санкции. Размер бюджетного финансирования должен быть пропорционален численному представительству данной партии в парламенте. Например, в Германии партии, набравшие на выборах более 0.5% голосов, получают € 0.85 за каждый избирательный голос. Государственная поддержка политических партий кому-то может показаться пустой тратой средств налогоплательщиков. Но она очень важна и поэтому совершенно необходима, поскольку представительство различных общественных интересов во власти невозможно без наличия крепких политических партий, организованных на принципах внутренней демократии.

 

Разделение бизнеса и власти.

Естественный эгоизм с неумолимой неизбежностью будет приводить к злоупотреблениям властью в пользу собственного бизнеса, если предпринимательская и политическая деятельность сочетаются в одном лице. Это утверждение справедливо не только для украинского, оно интернациональное и относится ко всем нациям и народам. Республика, как форма государственного управления не делает людей лучше и не лишает людей эгоизма, она лишь использует это естественное качество для организации взаимного контроля.

Не секрет, что политическая деятельность значительной части украинских депутатов и министров мотивирована отнюдь не делегированными правами избирателей, а интересами собственного бизнеса. Ничего кроме коррупции это породить не может. Более того, путем давления на бизнес парламентариев исполнительная власть может управлять их голосованием в парламенте, что в нашей действительности и происходит. Так будет в любой стране, если политику не отделить от бизнеса. Для этого не нужно «изобретать велосипед», а следует просто перенять опыт других стран.

Наделеные властью в период своей политической деятельности обязаны передать свой бизнес (и бизнес своих близких родственников) в управление специально существующей для этой цели государственной структуры. Такую систему следует считать более эффективной, чем простой запрет совмещения властных полномочий с бизнесом.

Таким образом, реформа государственного устройства и управления в Украине должна состоять как минимум из четырех перечисленных ниже элементов.

  1. Установление Республики. То есть, полная отмена государственных администраций всех уровней и передача административных функций исполнительным комитетам, сформированным местными советами.
  2. Утверждение Парламентской Республики, как наиболее эффективной из трех существующих форм. То есть, формирование главы правительства и кабинета министров в парламенте по результатам парламентских выборов (при необходимости с помощью коалиционных соглашений различных политических сил). Таким образом, глава правительства становится фактическим главой государства. Избрание в парламенте политически нейтрального Президента из числа «моральных авторитетов» нации. Его главным правом является назначение внеочередных выборов в четко определенных Конституцией случаях. Кроме этого политически беспристрастный Президент может назначать судей, издавать распоряжения и указы с согласия правительства, а также выполнять за рубежом представительские функции и заключать договоры, без вмешательства в политику министерства иностранных дел.
  3. Обеспечение государственной поддержки и равноправного финансирования политических партий, прошедших в парламент.
  4. Распределение коммерции и власти путем передачи депутатами и членами правительства своего бизнеса и бизнеса близких родственников в управление специально созданной государственной структуры на период государственной деятельности.
При будь-якому, повному або частковому, використанні текстових і графічних матеріалів сайту, hyperlink на www.prav.in.ua обов'язкове.
Яндекс.Метрика
44444